Репрессии, историческая память, равенство… Авторы и кураторы выставки «≈ всегда кроме когда нет» — а все они подростки (от 12 до 18 лет) — затронули немало острых тем. Каждый из 180 участников готовил свой проект в течение года на базе проектной школы «Каскад», бесплатно функционирующей на базе Музея Москвы, галерей «Триумф» и Solyanka VPA. По итогам получился большой проект в Красном зале Музея Москвы, задуманный как лабиринт со множеством входов и выходов.
На входе в Красный зал зрителей встречает рамка металлодетектора, завешанная уютной домашней занавеской. Этот «социальный фильтр», придуманный авторами Ганной Зубковой и Елизаветой Коноваловой, вводит зрителя в мир подросткового видения мира. Это своеобразный лабиринт, наполненный эмоциями и идеями, который ведет нас по актуальным темам современности. Лабиринт, конечно, условный. Воплощен он в виде прозрачных пластиковых экранов, создающих отдельные пространства для разных работ. Но такое пространственное решение не только для зонирования, оно создает иллюзию хаотичного передвижения. Ведь все мы движемся по жизни, то попадая в тупик, то находя выходы из разных ситуаций, и часто именно творчество помогает осознать и найти решение. Проектная школа «Каскад» работает по похожему принципу. Дети могут не только познакомиться с культурой и создать собственные произведения. Иной раз через искусство удается решить проблемы, существующие в семье подростка.
— Одна из участниц прошлогодней выставки сделала работу о домашнем насилии. Свои дневниковые записи она вставила в оклады икон. Когда мы поняли, что происходит, мы очень аккуратно постарались помочь и приложили максимум усилий, подключили юристов и тому подобное, чтобы все-таки показать работу — а она получилась острой. В итоге мать девочки развелась с отцом, который бил своих домочадцев, и работу нам удалось представить… — рассказывает одна из создательниц проекта Лида Лобанова.
Искусство — это зеркало жизни, как бы банально ни звучало. И в этом молодежном проекте это чувствуется очень остро. Взять, например, тему исторической памяти. 17-летняя Женя Строева посвятила свой проект именно ей. Однажды девочка нашла в хозяйственной комнате школы всеми забытый бюст Ленина. «Он пылился среди других ненужных вещей, и я задумалась об исторической памяти. Сегодня так много информации об исторических личностях и событиях, и ты не знаешь, что с ней делать. И я придумала работу «Инструкция по применению бюста Ленина», — рассказывает Женя.
В своей серии рисунков она превращает Ленина в мороженое, фонарь, карусель, микрофон, воздушный шар, играет с образом, как это делали 1998-м Юрий Шабельников и Юрий Фесенко, превратив выставочный зал в Мавзолей, где покоился торт в виде Ленина в гробу. Посетители выстраивались в очередь, чтобы отрезать себе кусочек.
— Если бы ты была президентом, что бы сделала с памятниками Ленина, которые есть почти в каждом городе нашей страны?
— Я бы раскрасила их в разные цвета. Сегодня это называется вандализмом, но если бы я была президентом, то это было бы нормально. С исторической памятью иногда стоит поиграть, чтобы она оставалась актуальной и интересной современному человеку.
«Ничего нового» — еще одна работа, в которой читается политический подтекст. Два этих слова, вырезанные из картона, застряли в колючей проволоке. Инсталляция Сони Шишкановой — о несвободе, возможно, той, которая существует «в стране, где все новое — значит плохое», или той, которую каждый испытал в дни изоляции. А что видите вы? — предлагает задуматься школьница.
Всего на выставке 85 проектов, посвященных самым разным темам, которые так или иначе касаются современных реалий. Есть серия, созданная глухими и слабослышащими ребятами. Одна из участниц ежедневно устраивает перформанс — спит на кровати, установленной на выставке, по своему графику. Тем самым она показывает плюс глухоты — даже самый громкий шум не помешает ей. В любом положении дел есть свои положительные стороны, и важно уметь их замечать. Другая работа — рисованный алфавит языка жестов, который, как и любой язык, развивается и меняется. А на улице, на фасаде музея, появилось граффити «Глухонемой», где «немо» вычеркнуто (глухота еще не означает немоту). Может показаться, что это вопрос, важный больше для сообщества глухих, чем для всего общества. Но нет, эта история шире — она о равенстве и праве на голос.
Оставить комментарий