Обновленную постоянную экспозицию древнерусского искусства представили в среду в Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ). В нее вошли в том числе икона XVII века Богоматерь Страстная из коллекции купца Дмитрия Сироткина и икона Похвала Богоматери из Похвалинской церкви, которую могли видеть участники народного ополчения, созданного Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, сообщили сотрудники музея.
«Это первый этап нашей работы над экспозицией древнерусского искусства. В первой половине года мы ожидаем возвращения икон из реставрационного центра Игоря Грабаря — шесть икон и пять храмовых скульптур. Это станет вторым этапом развития экспозиции, у нас есть куда развиваться благодаря новой реконструкции, которая была сделана», — рассказала журналистам руководитель отдела экспозиционно-выставочной деятельности Наталья Соколова.
Сейчас в экспозиции посетители могут увидеть 72 иконы периода древнерусского искусства. «Очень часто исследовательская и реставрационная работа начинается с черной доски, темной живописи, за которой неизвестно что скрывается. Сама технология написания иконы, к сожалению, приобретает эффект потемнения, потому что доска покрывается грунтованной тканью, все это пишется темперными красками, а сверху покрывалось олифой, которая хорошо защищала живопись от воздействий, но через 70-100 лет олифа темнела», — рассказала Соколова. По ее словам, активный процесс по раскрытию икон начался в России только в начале XX века.
Так, например, в экспозиции представлена икона второй части XVII века Великомученик Артемий, процесс раскрытия которой не закончен. Иконописцы обновляли ее неколько раз. «Поверх изображения писалось новое, изображений могло быть три-четыре. Здесь видим, что святой и одет по-другому, и нарисован по-другому, и образ совершенно другой создается», — отметила Соколова.
Уникальные иконы
Среди наиболее примечательных икон в экспозиции — Богоматерь Страстная (XVII век), которая находилась в коллекции купца Дмитрия Васильевича Сироткина. Отличие иконы в том, что Богородица изображена на престоле. «Такого не встречается в других иконографиях. Возможно, это связано с особым почитанием этой иконы в нижегородском храме. Эта икона была обретена в селе Палец некой жительницей, которая от нее исцелилась, об исцелении дошли слухи до Москвы, и Москва затребовала, чтобы икона была привезена в столицу с обещанием обязательно вернуть», — рассказала журналистам заведующая отделом отечественного искусства музея Ирина Маршева.
Еще одна икона — Похвала Богоматери (1630-1640 гг.) из Похвалинской церкви в Нижнем Новгороде. Богоматерь изображена в окружении восхваляющих ее пророков. «Икону видел если не сам Кузьма Минин, то его современники точно, участники ополчения и, скорее всего, его сын, потому что они жили рядом», — рассказала журналистам научный сотрудник НГХМ Сабина Мельник, по словам которой, икона упоминается во многих нижегородских летописях, ее выносили на крестный ход во время чумы в 1655 году в Москве.
Еще один уникальный экспонат — это вклад в Спасо-Преображенский собор Нижнего Новгорода в 1625 году протопопа Саввы Евфимьева. «Знаменитого и легендарного священника и духовного лидера ополчения, который с Мининым и Пожарским шел на Москву», — резюмировала Мельник.
Также в экспозиции представлены предметы прикладной церковной утвари, вклады именитых нижегородцев в храмы и монастыри, уникальные плащаницы производства Строгановских мастерских, которые славились высоким уровнем исполнения.
Оставить комментарий