На Большой сцене Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ) с аншлагом прошла премьера невероятно красивого балета «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина по мотивам чеховской «Анны на шее». Его постановкой лично занимался легендарный танцовщик, балетмейстер, режиссер, педагог, художник Владимир Васильев, который в паре с блистательной Екатериной Максимовой был первым исполнителем одной из главных ролей.
Сибирский театр стал девятым, где воссоздан «самый русский» балет, так, с июня 2022 года в новой сценической редакции он идет в Большом театре. И в премьерных спектаклях 13 и 14 мая на сцену НОВАТа выйдут звезды Большого театра — Анастасия Сташкевич (Анюта), Михаил Лобухин (Петр Леонтьевич), Денис Родькин (Артынов).
Балет «Анюта» — едва ли не единственный в истории, постановка которого изначально была задумана для телеэкрана, и лишь после этого перенесена на театральную сцену. Фильм-балет был создан в творческом содружестве двух знаменитых мастеров — ленинградского режиссера Александра Белинского и хореографа и постановщика Владимира Васильева в 1982 году. Музыка была отобрана постановщиками из разрозненных произведений композитора Валерия Гаврилина (оркестровкой занимался дирижер Станислав Горковенко).
Идея телебалета принадлежала Белинскому, который предложил осуществить этот замысел Владимиру Васильеву с Екатериной Максимовой в главной роли. Фильм имел большой успех во всем мире, получил приз «Интервидения». А после его показа на итальянском телевидении генеральный директор театра Сан-Карло в Неаполе предложил Владимиру Васильеву поставить балет «Анюта» у них в театре. Так 21 января 1986 года в Италии состоялась премьера спектакля. Для полномасштабной сценической версии хореографом были сочинены новые сцены, добавлена музыка. Премьера «Анюты» стала событием — балет был назван лучшим музыкальным спектаклем года в Италии. А менее чем через полгода, 31 мая, премьера «Анюты» прошла и на сцене Большого театра.
И вот спустя 37 лет балет впервые поставлен в Новосибирском театре оперы и балета.
— Сейчас мы наблюдаем огромное количество современных постановок, в которых главное форма — сплошные черные квадраты, круги, линии. И нет жизни. Вас может поразить отдельное отточенное движение, но вы не найдете главного, что необходимо для русского искусства, — души. Мы все так устроены, что живем русской литературой, в которой есть душа, — прокомментировал возродившийся интерес к балету «Анюта» Владимир Васильев.
Поэтому неслучайно балет «Анюта» называют самым русским из русских балетов. Сюжет основан на русской литературной классике — рассказе Антона Павловича Чехова «Анна на шее». Сродни чеховским интонациям и музыка Валерия Гаврилина, и хореографическая лексика «Анюты».
Мастер вспоминает, что вальс Валерия Гаврилина, запись которого привез ему Белинский, рождал щемящие чувства и «рисовал» чеховские образы.
— Я представил себе и провинциальный город, и площадь, и обывателей этого города, и чиновников, и Артынова, и Петра Леонтьевича, и Модеста Алексеевича, и, конечно, Анюту. Слова Чехова и музыка Гаврилина слились воедино и обрели реальность в движении и пластике всех персонажей, — делится Владимир Васильев. — В который раз я ставлю «Анюту» и каждый раз стараюсь, чтобы палитра красок была значительно шире. Поэтому в Новосибирске, на этой огромной исторической сцене, спектакль имеет свое звучание. Для меня в новосибирском театре все составы исполнителей замечательные, поэтому, думаю, зрители будут ходить, чтобы увидеть всех артистов.
Оставить комментарий