Вечер «Дягилев. Hommage» был составлен из четырех новых одноактных балетов, имеющих прямое отношение к Дягилеву и поставленных хореографами — лауреатами конкурса «Арабеск» разных лет. Большинство этих балетов в разное время входило в репертуар дягилевской компании. Только один балет — «Сады Аранхуэса» — так никогда и не был осуществлен. Труппа тогда гастролировала в Испании по приглашению короля Альфонсо XIII, и после успеха балетов Леонида Мясина «Менины», вдохновленных картиной Веласкеса и опиравшихся на испанские придворные танцы, оформленной Пабло Пикассо «Треуголке», и задумываются «Сады Аранхуэса». Это тоже должен был быть балет на музыку «Испанской рапсодии» Мориса Равеля Дягилева, однако проект так и остался задумкой.
Сама идея поставить балет, основываясь на невоплощенном проекте Мясина, привлекла хореографа из Санкт-Петербурга Юлию Бачеву. В музыке Равеля ей померещился сад, в котором можно навсегда сохранить свою любовь. И этот балет — о «душе сада» и его чарах. Тела танцовщиков она уподобляет деревьям, которые качаются, прижавшись друг к другу, как молодые влюбленные. Здесь девушки в легких «испанизированных» платьицах и юноши в трико с обнаженным торсом составляют пять пар, взаимодействующих с главной — Ляйсан Гизатуллина и Илья Будрин.
В свою импрессионистическую хореографию автор слегка вплетает испанские мотивы и движения, но по сути перед нами неоклассическая лексика. В ее хореографии много томности, все зыбко и непостоянно. Хотя эти томность и зыбкость в прямом соответствии с музыкой могут вмиг обернуться веселым испанским праздником. Юлия Бачева хорошо чувствует музыку Равеля и сумела соединить свою хореографию не только с его чарующими мелодиями, в которых довольно свободно себя чувствовали пермские артисты, но и с живописью Владимира Васильева, которая проецировалась на задник и прекрасно создавала атмосферу этому произведению.
Балет «Игры» был поставлен «Богом танца» Вацлавом Нижинским в 1913 году и предшествовал премьере его же балета «Весна священная», ставшего источником многих течений современной хореографии. То же самое можно сказать и о балете «Игры». Его эстетика и новации намного опередили свое время. Никаких спортивных «игр», на которых построен балет Нижинского, в спектакле Юлии Репициной нет. Ее постановка метафорична и условна. Хореографа больше интересуют «мужское» и «женское», «игра» в ее балете ведется между ними. Перед нами лабиринт отношений трех пар. Хотя и здесь много перекличек с замыслом Нижинского, ведь легкий флирт между тремя его героями (юношей и двумя девушками) лежит в основе его хореографии. Но драматургическое напряжение в этом по сути бессюжетном балете отсутствует.
Более режиссерски выстроены два другие балета — «Кикимора» и «Павильон Армиды». Балет «Кикимора» был создан на музыку Анатолия Лядова в 1916 году, во время того же испанского путешествия Дягилева, по приглашению Альфонсо XIII. Мясин в мемуарах писал, чем было вдохновлено это произведение: «Когда я был мальчиком, мне очень нравилось слушать народные предания, которые рассказывал в Звенигороде не лишенный воображения деревенский юноша. Меня волновали странные персонажи этих историй и их необыкновенные приключения». Известного современного хореографа Александра Могилева именно эта «русскость» в музыке и привлекла. Но историю он рассказывает совершенно другую. Кикимора у него не вредный потусторонний сказочный персонаж, а олицетворение женского начала. Кикимора (ее партию танцевала пермская прима Булган Рэнцэндорж) в балете Могилева одета в стиле садо-мазо: в черное кожаное боди и чулки. И смахивает на современную эстрадную певичку из разряда «поющие трусы». Это женщина-вамп. Она восседает на красном диване в соблазнительной позе и хочет нравиться, иметь успех, поклонников. Вооруженная красными «шпильками», вихляющей походкой от бедра, она подходит к микрофону. В спектакле Могилева много юмора, иронии, талантливо поставленной хореографии. Потому и смотрится он свежо и интересно.
Балет «Павильон Армиды» принадлежит к самым известным произведениям дягилевского репертуара. Именно в этом балете в вариации раба Вацлав Нижинский выполнял свой фирменный зависающий прыжок. Современный пермский хореограф Алексей Расторгуев сделал в музыке Николая Черепнина, на которую и был в 1907 году поставлен этот балет Михаилом Фокиным, купюры, сократив часовую партитуру до 20 минут. Поменял концепцию, сюжетные линии и финал, но суть сценария Александра Бенуа сохранил. Путник Рене и его слуга, застигнутые непогодой, попадают в замок престарелого графа (Александр Таранов) и графини (ее роль исполняет сам Алексей Расторгуев), где остаются на ночлег. А дальше граф видит сон: фрески и картины в его замке, как по волшебству, оживают, слуги вновь становятся молодыми, и ему является волшебница Армида (Екатерина Полещук), ожидающая своего возлюбленного Рене (Артем Мишаков), в котором старый граф неожиданного узнает себя, только красивого и юного. А дальше граф просыпается… Вместо графини рядом с ним только ее платье.
Балет о Ринальдо и волшебнице Армиде впервые был поставлен еще при дворе Людовика XIII. К сожалению, новое прочтение стало лишь ироничнее. «Павильон Армиды» стал последним номером программы, после которого «выстрелил» великолепный финал, феерически срежиссированный Владимиром Васильевым. В завершении оммажа Дягилеву он подарил зрителям не только редко сейчас исполняемую музыку — увертюру к опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки, но искрометно продирижировал оркестром и всем, что происходило на сцене. Да так харизматично и энергично, что вызвал бурю восторга зрительного зала!
Оставить комментарий