С этим театром писателя связывала большая дружба. Легендарный спектакль ХХ века «Братья и сестры» родился здесь. Создавая его, актеры вместе со своим мастерами ездили на родину писателя, жили там, общались с ним и его односельчанами. «Ваш брат-отец», — подписывал письма труппе Абрамов.В 1978 году в Учебном театре ЛГИТМиКа появился спектакль «Братья и сестры» по эпопее Абрамова «Пряслины», посвященной жизни русской деревни. Участвовали в нем студенты выпускного курса Аркадия Кацмана и Льва Додина. В 1980 году Додин поставил в Малом драматическом театре спектакль «Дом» по одноименному роману Абрамова. В 1985 году в театре вышли «Братья и сестры». Спустя почти четыре десятилетия появилась новая редакция «Братьев и сестер» — версия 2015, с актерами нового поколения.
В фойе театра фотографии, на которых запечатлены моменты репетиций, фрагменты спектакля. И слова Додина, сказавшего в 2015 году:
— Хочется верить, что пока будет жить наш театр, будут жить наши «Братья и сестры».
— Юбилей Федора Абрамова — это и праздник его читателей, зрителей, народа, у которого был и есть такой писатель. Это не торжественный вечер, а наш домашний, семейный праздник, — подчеркнул худрук театра Лев Додин. — Мы хотим поразмышлять с вами над тем Абрамовым, которого, может быть, плохо знают или вообще не знают. Думаю, что Абрамов — писатель по-настоящему не дочитанный, а еще точнее — не прочитанный. И не только потому, что ему писалось чрезвычайно трудно, его книги подвергались жесточайшей цензуре, но и потому что его произведения вызывали мощное чувство отторжения и сопротивления у власти да и у народа, о котором он писал, и очень многое ему удалось сказать лишь косвенно, намеком…
Федор Абрамов проследил трагедию крестьянства, народа, но рассказывал не только о деревне, он не «деревенщик», не бытописатель, а по-настоящему большой писатель, трагик, его книги наполнены страстями, любовью, ненавистью, ценой голода, хлеба, трагедией природы человека.
Когда МДТ впервые играл «Братьев и сестер» в Греции, то местная пресса писала, что это своего рода античная трагедия. После этого петербургской труппе предлагали играть спектакль в Эпидавре, в одном из самых больших античных театров.
Актеры читали записи из дневников Федора Абрамова 1960, 1970, начала 1980-х годов. Размышления о русском характере, нашей истории, смысле жизни, свободе личности, красоте людей своего поколения, народе, который «все вытерпит, лишь бы войны не было»… О силе слова и замыслах произведений.
Во время Великой Отечественной войны Абрамов был сотрудником СМЕРШа («Мне нечего стыдиться своей службы»). 30 лет писал книгу о контрразведке, но так и не завершил ее.На экране — немногие сохранившиеся кадры с выступлениями писателя.
На вечер пришел художник Эдуард Кочергин, оформлявший спектакли. И, конечно, «кацманята», курс «Братьев и сестер», участники того самого дипломного спектакля.
Актеры разных поколений сыграли несколько отрывков. С юбилеем «человека, который жил по совести», всех поздравила Галина Михайловна Абрамова, племянница писателя (к слову — прототип Лизы Пряслиной в романе). Долгие годы длится братство театра, «братьев и сестер» с Верколой, родиной писателя.
— Нас много, несмотря на то, что жизнь разбросала нас. Но когда нужно — мы вместе, — сказал Лев Додин.
На следующий день театр пригласил зрителей на свой легендарный спектакль.
Оставить комментарий