Высшей театральной премией Санкт-Петербурга награждены не только лучшие спектакли сезона, но и люди, внесшие заметный вклад в театральное пространство города. Галина Карелина, народная артистка России, актриса Александринского театра удостоена «Золотого софита» за «неукротимый энтузиазм и бескорыстный вклад в развитие студийного движения».
Анастасия Мельникова большинству населения страны известна как Настя из «Улицы разбитых фонарей». И лишь жители региона знают, что Анастасия Мельникова — депутат Законодательного собрания Петербурга, заместитель председателя постоянной комиссии по науке и культуре — много делает для реальной помощи театрам. «За поддержку театрального искусства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» Анастасия Мельникова получила нынче свой первый «Золотой софит». Впрочем, она не считает эту награду своей заслугой.
— Я благодарна судьбе, — говорит Мельникова, — что кроме моих родителей, которые с детства окружили меня людьми высочайшего вкуса, такта, чести, образованности, я имела счастье быть в окружении таких людей и позже. Все решения, которые я принимала, я принимала не самостоятельно, а подробно советуясь с теми, кто гораздо умнее и опытнее меня. Моя заслуга лишь в том, что хватало мозгов к ним прислушиваться. Премии имени Георгия Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» удостоен Григорий Козлов — заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии, художественный руководитель театра «Мастерская».
— Для нашего маленького театрика это огромная честь, — отмечает Григорий Козлов и признается, что имя Товстоногова в его судьбе — знак особенный. — Я не учился у мастера как студент, но как зритель пересмотрел все его спектакли. Я постоянно читал и читаю его книги. И особенно — конспекты его студентов. Наследую ли его традицию? Судить не мне, но я часто проверяю себя именно «товстоноговскими» конспектами.
«Простой человек в невыносимых условиях бытия», — так определяет для себя Григорий Козлов главную тему своего творчества. Об этом — его легендарный «Тихий Дон», об этом будет и спектакль «Мастер и Маргарита», над которым сейчас работает Козлов. Он выпустил уже несколько курсов, молодые режиссеры его школы, что отмечают специалисты, получаются очень разными. И в этом — в умении не «забить индивидуальность» — высочайшая заслуга Козлова-педагога.
«За творческое долголетие и уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга» награждены народная артистка РСФСР, актриса Театра Комедии имени Н.П. Акимова Вера Карпова; хореограф, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии России, профессор Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой Николай Боярчиков; народный артист России, лауреат Государственной премии, художественный руководитель театра «Пушкинская школа» Владимир Рецептер. Сергей Шуб, генеральный директор театра-фестиваля «Балтийский дом» удостоен «Золотого софита» за расширение культурного пространства и укрепление международных театральных связей и в связи с 25-летием Международного театрального фестиваля «Балтийский дом».
А триумфатором вечера стал спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь» театра имени Ленсовета. Он получил «Софит» как лучший спектакль большой сцены, а также за работу режиссера, за лучший актерский ансамбль и лучшую женскую роль (Анна Ковальчук). Лучшей мужской ролью была признана работа Дмитрия Воробьева («Из жизни марионеток», БДТ), лучшая роль второго плана — Борис Улитин («Визит дамы», театр комедии имени Акимова). «Визит дамы» получил приз и за сценографию Олега Головко. Лучшим спектаклем малой сцены названа постановка Анджея Бубеня «Детство 45-53: а завтра будет счастье» в «Балтийском доме».
В жанре музыкального театра лидирует Мариинка: лучший оперный спектакль «Пиковая дама» (режиссер Алексей Степанюк, музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев), лучшая работа художника (Александр Орлов), лучшая мужская роль (Роман Бурденко, Томский); лучшая женская роль в балете — Ульяна Лопаткина (Маргарита в спектакле «Маргарита и Арман»). Лучшая женская роль в оперном спектакле — Ирина Скаженик (Розина, «Севильский цирюльник», «Санкт-Петербургъ Опера»). Два «Софита» взял спектакль Бориса Эйфмана «Up&Dawn»: за лучший балетный спектакль и лучшую мужскую роль (Олег Марков). В оперетте и мюзикле лучшим спектаклем назвали «Лето любви» в постановке Олега Левакова, Театр музыкальной комедии. Лучшая женская роль — Валентина Кособуцкая («Голливудская дива», Театр музыкальной комедии), лучшая мужская роль — Кирилл Гордеев («Джекил&Хайд», Театр музыкальной комедии).
Лучшим спектаклем кукольников назван «Ваня» (театр «KARLSSON HAUS»), актер заглавной роли этого спектакля Михаил Шеломенцев получил «Софит» за лучшую роль. Лучшим художником в этой номинации признана Марина Завьялова («Репка», Большой театр кукол). Отчего-то в отдельный раздел в этом году экспертный совет решил вынести спектакли негосударственных театров. «Золотой софит» среди этой группы коллективов получили: лучший спектакль и лучшая работа режиссера — Яна Тумина («Барьер», театр «Особняк»), а также призом за лучшую режиссерскую работу удостоен Петр Шерешевский («Конформист», Камерный театр Малышицкого). Лучшая женская роль — у Анны Алексахиной («Костя Треплев. Любовь и смерть» в «Таком театре»), лучшая мужская роль — у Филиппа Дьячкова («14 плюс» в «Этюд-театре»).
Оставить комментарий