В недалеком будущем компания технического гения Коула (Юэн Макгрегор), тяжело переживающего разрыв с женой, придумала идеальное средство от одиночества — умных человекоподобных роботов, с которыми можно не только заниматься сексом, но и проводить досуг, обсуждая отвлеченные вопросы. Прототип такого робота Зои (Леа Сейду) работает в лаборатории Коула и до поры не знает о том, что она — машина. Зои по уши влюблена в своего создателя. Когда она узнает о своем происхождении, то не считает это большим препятствием. Иное дело Коул, который не верит в вероятность успешных отношений человека и робота. Куда больше его бы, кажется, устроило, если бы Зои закрутила роман с андроидом Эшем (Тео Джеймс), созданным в той же лаборатории. Но сердцу не прикажешь, даже если оно механическое.
На большинстве важных территорий «Зои» вышла сразу на онлайн-платформах, минуя кинотеатры, и под раздраженный гул голосов англоязычной критики . С ней случилось примерно то же самое, что обычно происходит c фильмами, которые покупает компания Netflix: обычно это столь же недорогой, сколь и претенциозный дизайнерский sci-fi, который даже не пытается скрыть свою вторичность. В этом году в российский прокат выходили два таких нетфликсовских фильма — «Титан» и «Анон». Оба в первые десять минут вызывали сдержанный интерес, но чем дальше, тем больше становилось ясно, что пресловутый high concept в этих картинах заменял все остальное: и вменяемый сценарий, и наличие хотя бы минимально содержательной мысли.
«Зои» — даром, что к компании Netflix никакого отношения не имеет — при желании вполне можно поместить в один ряд с упомянутыми фильмами по формальным признакам: ей присущи многие их пороки. Перед нами вновь научно-фантастическая жвачка, которую за последние 30 лет не успел пожевать только совсем ленивый. Отталкиваясь от ключевой мысли «Бегущего по лезвию» (Ридли Скотт в «Зои», кстати, числится исполнительным продюсером), картина Дрейка Доримуса вбирает в себя весь предсказуемый киберпанковый багаж — от «Искусственного разума», «Симоны» и «Из машины» до «Мира Дикого Запада», серии Hang the DJ из третьего сезона «Черного зеркала» и фильма Спайка Джонса «Она». Собственно, на два последних опуса «Зои» и похожа больше всего. Из «Черного зеркала» здесь, например, тестирование партнеров на совместимость, благодаря которому компания Коула, судя по всему, и разбогатела. Коллизия картины Джонса здесь вывернута наизнанку: там человек влюблялся в робота, в «Зои» — наоборот. Ничего нового к уже сказанному «Зои» не добавляет: по гамбургскому счету, это научно-фантастическая мелодрама с ходульным сюжетом и вымученным компромиссным финалом, который подзадержался минут на 15.
И все же совсем разгромить «Зои» не получается. И главный виновник тому — режиссер Доримус. Нет, он по-прежнему не хватает звезд с неба, «Зои» ничуть не лучше его прошлогодней «Новизны». Но есть что-то в фильмах Доримуса, что цепляет больше их кинематографических достоинств. Говоря о таких категориях, как любовь, измена, человеческие взаимоотношения и одиночество, сложно не прослыть банальным пошляком. Доримусу же это удается — вот и «Зои», если отбросить всю киберпанковую ерунду и высосанную из пальца историю Галатеи, влюбившейся в Пигмалиона, на самом деле представляет собой не то чтобы особенно глубокое и свежее, но едкое и точное высказывание о том, как люди добровольно выбирают имитацию вместо настоящих чувств. Самая любопытная сюжетная линия здесь — про порошок Бенисол. Это созданный в лаборатории Коула препарат, который на несколько часов способен вызвать у принявших его людей ощущение первой любви. Причем полюбить после употребления этого порошка можно первого встречного, чем многие тут же начинают пользоваться. Любовь, заботливо упакованная в дозы, становится наркотиком, и вот уже по паркам бродят десятки людей в поисках вечной любви длиною в ночь.
«Зои» — не то чтобы особенно глубокое и свежее, но едкое и точное высказывание о том, как люди добровольно выбирают имитацию вместо настоящих чувств
За нарядно-сентиментальным интерфейсом «Зои», за ее раздражающим мелодраматизмом и стремлением стать для зрителей горьковатой, но провоцирующей выплеск положительных эмоций пилюлей, кроется довольно безжалостный диагноз эпохе «Тиндера», которая, с одной стороны, сделала любовную коммуникацию как никогда доступной, а с другой — превратила ее в набор механических алгоритмов, где подлинному чувству почти нет места. Не случайно главная причина тоски главного героя здесь — невозможность полюбить, которой он сначала пытается найти рациональное объяснение. И тот факт, что именно машина понимает, что ничего рационального тут не может быть по определению, — пожалуй, самый красноречивый и многозначительный вывод фильма Доримуса.
Оставить комментарий