Российские музеи осознали, что в XXI веке инновации перестали быть предметом лишь научных изысканий и сделались необходимым фактором для привлечения самой разной аудитории. Высокие технологии проникли в ряд наших культурных пространств, среди которых ГМИИ им. Пушкина первым старается идти в ногу с прогрессом. Более 280 экспонатов Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, то есть жемчужина Пушкинского — коллекция импрессионистов и постимпрессионистов, — попали в приложение дополненной реальности «Artefact».
Посетителям музея предлагают бесплатно превратить свой мобильник в интерактивный гид и узнать о важных деталях произведений Анри Матисса, Клода Моне, Пабло Пикассо… Это дело рук Министерства культуры, которое разработало платформу дополненной реальности, позволяющую получить свежий опыт взаимодействия с произведениями искусства, а музею дает возможность реализовывать целые выставки в модном формате АR (augmented reality).
— Мы поняли, что за новыми технологиями стоит музейное будущее, когда заметили, что почти все дети наводят камеры на все подряд, — комментирует замдиректора ГМИИ по информационным технологиям Владимир Определенов. — Они стремятся получать информацию разными способами. Мы не можем отобрать у них гаджеты, да это и глупо. Наша задача — сделать их смартфоны полезными инструментами для просвещения, а получаемую ими информацию — максимально содержательной.
Одно из главных достоинств приложения — простота использования и не перегруженность информацией. Чтобы узнать подробности об истории создания полотна, рассмотреть его в деталях, достаточно навести на экспонат камеру смартфона — и «Artefact» проведет для вас индивидуальную мини-экскурсию. Ну что ж, испробуем.
Для начала надо скачать приложение, благо в ГМИИ позаботились о проведении бесплатного доступного всем вай-фая. На выбор высвечивается около 90 российских музеев, которые уже в деле: Русский, Петергоф, Востока, Победы… Еще минута, и гид по Пушкинскому скачан. Так как презентация происходит в зале Матисса, выбор падает на одно из самых зрелищных его полотен — «Красные рыбы (Золотые рыбки)». Наводим на него камеру смартфона так, чтобы в нее попало 2/3 изображения, и программа в долю секунды определяет произведение. Есть варианты знакомства с ним: аудиогид (еще и на английском), чтение подробного текста, разбор картины в деталях, что существует издавна, но сейчас появилось в цифровой среде.
Важно, что текст — это не отсебятина программистов, а разработка сотрудников музея. Отсюда получаем квалифицированный рассказ про красных обитательниц аквариума Матисса: «Усложняя перспективное построение, художник использует несколько точек зрения на предметы. Так, на аквариум он смотрит сбоку, столешницу изображает сверху, а ее ножку — снова сбоку. Будучи очень чутким колористом, Матисс понимал, какое напряжение таит в себе сопоставление красного и зеленого, поэтому он нигде не соединяет эти цвета непосредственно».
Есть и другой сценарий использования приложения — возможность узнать о реставрации произведения. Еще бонус — «точка-цитата», которая показывает в дополненной реальности слова автора или критика, а «точка-картинка» рассказывает, как выглядел выделенный объект на других картинках или эскизах к шедевру.
— Я в восторге от приложения, — признается директор музея Марина Лошак. — Год назад я была в амстердамском «Рейксмюсеум», который считается первооткрывателем информационно-технологичных программ в музейном деле. У них есть подобное приложение, но оно более упрощенное, не имеет таких возможностей, как наше. Приятно осознавать, что мы действительно впереди планеты всей.
А какие изыски в области цифровых технологий уже бродят по миру? Музей дизайна «Купер-Хьюит» в Нью-Йорке предлагает гаджет в форме черной ручки, благодаря которому посетители ощущают себя настоящими дизайнерами. В специальном «зале погружения» это устройство подносят к образцу обоев на витрине, и на стене появляется проекция интерьера, а посетитель оказывается в виртуальном интерьере выбранной им эпохи. Национальный музей сланца в Уэльсе использует сервис, позволяющий местным жителям выкладывать информацию о достопримечательностях родного края. Шведский Музей Средиземноморья в Стокгольме использует 3D-технологии для «оживления» египетских мумий, подвергшихся томографическому сканированию и отображенных на специальном интерактивном столе. Детализованная цифровая модель позволяет послойно изучать содержимое саркофага и анатомию мумии.
Наши музеи не отстают в освоении высоких технологий. В Еврейском музее и центре толерантности продумано все так, чтобы посетитель смог не просто узнать историю российского еврейства, но и прочувствовать трагические страницы его истории с помощью цифровых технологий. Здесь вы можете подслушать кухонные разговоры диссидентов, полистать интерактивный вариант древней Торы и даже виртуально примерить кипу. В Краеведческом музее в Тольятти, региональном Музее Северного Приладожья, музее занимательных наук «Мебиус» в Самаре популярностью среди подростков пользуется интерактивная инсталляция «Песочница», которая при помощи песка и проекционных технологий показывает формирование гор и водоемов на планете.
Весьма дальновидно разработчики «Artefact» сделали ставку на определяющее слово проекта — «платформа». Имеется в виду, что здесь нет контента, который заливается программистами намертво. Это прогрессивная площадка, где музеи могут по-своему режиссировать содержание и интерпретировать его как вздумается. Наполнять его можно не только плоскими экспонатами, но и объемными. Помимо русского и английского появилась возможность размещать информацию на французском, немецком, испанском, китайском и японском языках.
Пока что у ГМИИ попали в «Artefact» более 80% экспонатов Галереи искусства, но вскоре попадет и все остальное, включая коллекцию главного здания. Так что мультимедиатехнологии, которые еще недавно обкатывались лишь на временных выставках, сегодня все чаще используются в широком масштабе, вписывая наши музеи и этим элементом в мировой контекст.
Оставить комментарий