Мольер. Булгаков. Фэшн и сплошное безумие — примерно так выглядит то, что сейчас происходит в «Табакерке» на Сухаревской. Здесь на выпуске премьера с интригующим названием «Мольер avec amour». Однако в основе — пьеса Михаила Булгакова «Полоумный Журден», в свое время выросшая из «Мещанина во дворянстве» Мольера. Булгакова по Мольеру ставит Сергей Газаров. На последних репетициях побывал обозреватель «МК».Тихо вползаю в зал и что я вижу? Три типа громко бранятся меж собой, и вид у них такой, будто они вышли не классику играть, а демонстрировать коллекцию нового сезона. Более чем экстравагантные костюмы, яркий грим, огромные парики… А вместо сцены — подиум ослепительно белого цвета, разрубивший первые ряды, и вместо них теперь по обе стороны модного «языка» — стулья. На нем и развернется комедия «Полоумный Журден», которую Михаил Булгаков в 1932 году сделал из мольеровского «Мещанина во дворянстве» по заказу Государственного театра под руководством Юрия Завадского.
Кстати, портреты Булгакова и Мольера стали частью декорации: наш Михаил Афанасьевич с моноклем в левом глазу между двух портретов их Жана Батиста Поклена де Мольера. Француз — писаный красавчик, в парике с локонами до плеч. Портреты классиков вращаются, точно двери в метро. От них, собственно, и начинается подиум, на котором под строгим присмотром творится нечто.
А творится здесь театр в театре, в котором сошлись персонажи «Мещанина во дворянстве», артисты мольеровского театра, которые должны сыграть перед публикой этого самого «Мещанина», оказавшись при этом еще и в экстремальной ситуации. То есть сам исполнитель главной роли — Мольер — внезапно заболел, и вместо него роль мещанина Журдена вечером придется играть актеру Бежару… Наскоро распределив роли, Бежар излагает коллегам содержание предстоящего спектакля так:
— Короче, Журден, парижский мещанин, богатый, совсем помешался на том, что он — знатный дворянин, вот и все.
А дальше — публика пришла, деньги за зрелище заплатила, так что извольте играть, господа артисты! Вот они как могут и играют.
Мещанин Журден в объемном белом парике.
— Позовите учителя философии, — кричит слуге Журден — Михаил Хомяков, статный, осанистый и отличный артист, он еще из первого набора Олега Табакова.
Приводят философа (Игорь Петров) — абсолютно демоническую личность: весь в черном — пальто в пол и всё в значках и орденах, как у генсека Брежнева. От его черных, дыбом стоящих волос то ли дым, то ли туман идет. И речи его, как у сектанта какого, — полны тумана.В зале нахожу уже известную по работам в «Табакерке» команду — режиссер Сергей Газаров, сценограф Александр Боровский, художник по костюмам Мария Боровская, движением занимается Леонид Тимцунник. Музыку для спектакля написал Алексей Айги, и саунд-дизайнер Софья Кругликова сводит классику (немного барочной) с современной музыкой, играя на контрасте. За свет отвечает Дамир Исмагилов, который в палитре «Полоумного Журдена» использовал, кажется, всю цветовую гамму — от примороженного белого до возбуждающего красного.
Выбегает статуя Командора — двухметровая, в облегающем трико и совсем без героической осанки, зато с огромным мундиром в руках — по цвету точно как из холодильника: белый, только что инеем не покрыт и колом стоит. Статуя замирает на постаменте, а рядом суетится мелкий Дон Жуан в клешах.
Статуя: Кто отверг святое милосердие?
Дон Жуан: О небо, что со мной? Я весь словно в огне.
И тут же из-за двери с изображением Мольера вылетает учитель пения с арией типа на немецком («шульдигунг, айнс, цвайн, драйв). Арию тут же подхватывает раскатистый хор. Сцена летит, но ее, как и другие, вероломно ломает режиссер: Газарову то руку подавай (выносят натурального вида руку по плечо), то арию не вовремя подхватывают. Так и хочется сказать: «Сергей Ишханович, дорогой, ну дайте досмотреть сцену до конца. Интересно же». Тем более что из-за двери с Булгаковым уже готова появиться сама мадам Журден, и это будет поистине королевский выход.
А мадам-то с бородой. Но не женщина с бородой, как в аттракционе старинного цирка, а артист Саша Фисенко. Сапоги-ботфорты, каблук 9–10 см, короткий и жесткий кринолин открывает крепко сбитые ляжки. У его мадам щетина от уха до уха, взгляд нахальный, диктаторски-стервозный. Мадам делает совсем недвусмысленные знаки и жесты в публику, которой пока нет. Представляю, что будет, когда она придет…
Реплика Газарова из зала: «Развратная ты баба. Не ожидал от тебя». (Смех в зале.)
— Поздравляю, — не без куража объявляет мадам уже по тексту, — наш хозяин спятил.
А Газаров объявляет перерыв на полчаса. Народ бежит в буфет, и я за эти тридцать минут успеваю в зеркальном фойе поговорить с режиссером и даже примерить кринолин мадам Журден, оставленный ей/им на подиуме.
Надо сказать, что Газаров когда-то давно в подвальном театре Олега Табакова ставил «Полоумного Журдена». И, говорят, искрометно играл и Журдена, и его мадам.
— Сережа, в чем отличие «Журдена» XXI века от «Журдена» XX века?
— В том, что он оказался в XXI, где у нас есть гаджеты — все эти тыкалки, которые мы не можем игнорировать и должны использовать, но при этом есть незыблемые понятия и ценности, такие как праздник, атмосфера театра Мольера, и они должны остаться. Меня всегда привлекал Мольер, и я чувствовал в нем буффонаду, ведь театр импровизации — его изобретение. Кстати, импровизация хорошо мозги развивает: она и внутри системы Станиславского есть, когда нужно ежесекундно по живому играть. Как и в жизни — ты же все время в импровизации. Утром человек просыпается…
— А ему сообщают: «Ваш банк рухнул», например.
— Да, или: «Вы хамите» — «Кто? Я?» — и тут начинается живая игра. Мне всегда казалось, что даже драмы (их не так много у Мольера) — это бешеный праздник, по форме прежде всего.
— Даешь артистам свободу?
— Да я только этим и занимался. И сейчас проблемы нет — 22 человека это поняли, почувствовали, поверили и в большей степени существуют самостоятельно, это первое. А второе — подиум поразительно уравнял нас в правах со зрителем. Я, когда вышел на него, понял, что не могу соврать ни на секунду. Получилось, что мы — там, а они — здесь, с нами. Это еще Олег Павлович пробовал в подвале, меняя для спектаклей расстановку кресел.
Оставить комментарий