Венецианский кинофестиваль близок к финалу. Последние дни просмотров подтвердили пробудившийся интерес кинематографа к реальным судьбам знаменитостей. К фильмам о Леонарде Бернстайне, Элвисе Пресли, Энцо Феррари, легендарном командире итальянской подлодки Сальваторе Тодаро добавились картины о Сальвадоре Дали, великом японском композиторе Рюити Сакамото, лауреате Пулитцеровской премии писательнице Изабель Вилкерсон.
Изабель Вилкерсон, героиня фильма «Происхождение» Авы Дюверней, — первая женщина афроамериканского происхождения, получившая за свои труды на стыке журналистики с научным исследованием Пулитцеровскую премию. Ее бестселлер 2020 года «Каста: истоки нашего недовольства» посвящен феномену расизма в США и сложным путям афроамериканской диаспоры в борьбе за равенство и справедливость. Он и положен в основу картины.
Фильм застает героиню в драматический момент, когда ее подкосили почти одновременная смерть мужа и матери. Она пытается забыться в исследовательской работе, занявшись трагическим случаем, когда черного подростка убили только за то, что он гулял по району «для белых». Она ищет и находит прямые параллели между положением чернокожих в США, «еврейским вопросом» в Третьем рейхе и проблемой далитов — касты «неприкасаемых» в современной Индии, не имеющих шанса на работу и вынужденных искать пропитание в отбросах, — ее книга становится исследованием процесса глобальной сегрегации разнообразных «иных». Следуя за героиней по странам мира, фильм снимался на трех континентах, в нем много экскурсов в историю, но реконструкция событий, по мнению многих критиков, не выглядит убедительной, иногда даже карикатурной.
Рецензенты отмечают серьезность авторского замаха, эмоциональную работу исполнительницы этой роли Онжаню Эллис-Тейлор — но пишут об «откровенно китчевых эмоциях», характерных для стиля картины и снижающих ее художественную ценность.
Практически новый киножанр предлагает фильм японского режиссера Нео Сора «Рюити Сакамото — опус». В 2017 году Нео Сора снимал в качестве оператора документальный фильм-портрет «Рюити Сакамото — кода», посвященный знаменитому композитору, автору саундтреков ко многим фильмам, включая картины Бертолуччи, Осимы, Шлендорфа… Герой фильма рассказывал о своей работе, о том, как врачи помогли ему одолеть рак и вернуться к жизни. Но в марте 2023-го болезнь взяла свое, многолетняя борьба с недугом завершилась уходом мастера. В последние годы Сакамото уже не мог выступать, не говоря о гастрольных турах. Но, собрав последние силы, он все же дал свой прощальный концерт — для фильма «Опус». Двадцать фортепианных пьес, сыгранных угасающим мастером, — это рассказ о его жизни в музыке. Он сам выбрал эти пьесы, создав из них музыкальную драматургию — повесть о его триумфальной музыкальной карьере, включая его работу в Yellow Magic Orchestra, его саундтреки к фильмам Бертолуччи, его последний медитативный альбом «12». Черно-белый, как клавиатура фортепиано, фильм показан в Венеции через полгода после смерти своего героя, стал его лебединой песней.
Оставить комментарий