Росимущество отказалось выполнить предложение Министерства культуры и вернуть старейшей в России киностудии «Ленфильм» права на созданные ей фильмы. Это означает, что студия и в дальнейшем обречена влачить существование на грани небытия: она не в состоянии заработать на жизнь. Проблема берет начало с момента, когда после исчезновения СССР все права бывшей государственной собственности оказались под вопросом. Киностудиям, которые прежде финансировались государством, было предоставлено выгребать, кто как может. Известен драматический пример «Союзмультфильма»: все права на созданные им за многие годы сокровища были проданы за рубеж. Большинство кинопроизводящих центров страны лишились своих фондов и, соответственно, возможностей зарабатывать на прокате своих картин. Единственная студия, стараниями ее гендиректора Карена Шахназарова сохранившая свою коллекцию фильмов, — «Мосфильм» — за счет проката картин смогла восстановить заброшенные было мощности, полностью обновить свое техническое оснащение и успешно развивать кинопроизводство на современном уровне. Студия была тогда, в сущности, спасена.
С другими студиями все обернулось бедой. Так, почти исчезла с горизонтов Свердловская студия, и уральское кино продолжает существовать в качестве успешных, но разовых акций частных кинопроизводств. Нет больше «Центрнаучфильма», Центральной студии документальных фильмов с их развитыми и славными традициями. «Ленфильм» продолжал плаванье как некий безнадежно устаревший дредноут, слишком огромный и неповоротливый для динамичных маневров и совершенно нищий для того, чтобы обновлять свои ресурсы и свою технику. Государственной финансовой подпитки для дорогостоящей киноиндустрии более чем недостаточно, а зарабатывать на своих фильмах студия уже не могла.
Между тем «Ленфильм» — студия-символ, важнейшая студия, где зарождалось советское кино, где работали крупнейшие его мастера, где создана своя кинематографическая школа, авторитетная в мире. Когда-то производящая до трети всей кинопродукции СССР, в новое тысячелетие она вступила с более чем хилым багажом, производство сократилось до минимума. Коллекции своих фильмов студия лишилась — теперь они были в распоряжении Госфильмофонда и уже не могли приносить ей доход. Само ее существование было под вопросом: ее все время собирались кому-то продать, на ее землю все время кто-то претендовал, — хотя это такое же ценное историко-культурное достояние России, как Третьяковская галерея или Мариинский театр, и манипуляции с ним могут привести к его окончательному разрушению.
Владимира Мединского премьер-министру Дмитрию Медведеву содержало просьбу рассмотреть вопрос о возвращении прав на киноколлекции двум крупным студиям — «Ленфильму» и Студии имени Горького. Что дало бы студиям ощутимый доход до 200 миллионов рублей в год. Как сообщил журналистам на международном культурном форуме в Петербурге председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук, ответ Росимущества на письмо министра культуры отрицательный. Мотивы отказа пока не объясняются. «Пока мы не знаем аргументов другой стороны, трудно судить о правомерности такого решения, — сказал в беседе с «РГ» один из классиков «Ленфильма» режиссер Константин Лопушанский. — Ведь не менее важно, в чьи руки попадет эта коллекция в результате. Но одно совершенно ясно: без обладания правами на свои фильмы студия развиваться не может».
Федор Бондарчук утверждает, что студия продолжит усилия по возвращению своих фондов. Для нее это вопрос жизни и смерти. «РГ» будет следить за развитием событий.
Оставить комментарий