Выставка «Капричос. Гойя и Дали», которая объединила созданные с разницей в 180 лет офорты двух испанских художников, открывается во вторник для публики в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (ГМИИ) в Москве и продлится до 12 марта. Представленные в экспозиции работы Гойи на выставке происходят из музейной коллекции, а Дали — из частной.
«На самом деле, сделать эту выставку было сложно, так никогда раньше не показывали — с текстом, парами, переводами всех названий», — рассказал ТАСС коллекционер Борис Фридман, с участием собрания которого в ГМИИ уже прошли несколько выставок. Сатирические «Капричос» Франсиско Гойи считаются одной из вершин его графического творчества. В конце XVIII века художник создал 80 листов, которые спустя почти 180 лет осовременил Сальвадор Дали — он брал за основу изображение Гойи, дополнял его сюрреалистическими элементами, цветом и называл по-своему. Переосмысление авторских произведений — довольно распространенный художественный прием, которым сейчас пользуются, в частности, Джейк и Динос Чепмены — что-то дорисовывая на уже готовой работе других авторов, они создают новое произведение искусства, причем зачастую полностью меняя смысл.
Первое, что видит зритель, попадая на выставку — это два фронтисписа, то есть первые страницы серии, с автопортретом Гойи. Первый — оригинальный, второй — уменьшенный Дали и помещенный им внутрь лежащего в пустыне сфинкса. Графические работы дополнены подробными комментариями о художниках и их произведениях, а драматургия выставки в целом строится на параллелях между 41 гравюрой Гойи, отобранной кураторами, и соответствующими работами Дали.
Работы размещены вместе, и каждая пара снабжена комментариями Гойи — Дали не писал собственные, ограничившись переменой названий. Например, лист «Какая жертва!» трансформировался в «Какие чудные вишенки!» — ими стали головы персонажей, которые поедает пририсованная сверху голова. Вместе с тем один из самых известных листов серии — «Сон разум рождает чудовищ» — сохранил оригинальное название и у Дали. В результате, как говорит куратор-хранитель выставки Полина Козлова, «получился очень удачный диалог двух разных художников, с прекрасными комментариями — все вместе это образует в некотором смысле академическую выставку и позволяет не только смотреть на изображения, но и изучать, сопоставлять, искать внутренний смысл». Проект поддерживает и одноименное издание, которое, по словам Фридмана, послужило катализатором для давно созревшей идеи о проведении выставки. Уже сейчас книгу можно приобрести в музейных магазинах.
Оставить комментарий