Под конец мая в крымском Гурзуфе, в Международном детском центре «Артек», страсти кипят не шуточные. Словно тут какой-нибудь музыкальный фестиваль сродни «Евровидению». Но, к счастью, нет: у самого Черного моря под теплым весенним солнцем и тенью стройных кипарисов читают прозу. На чистом русском языке. С легким акцентом.
Двадцатого мая в салон красоты города Гурзуфа курортникам пробиться было невозможно. Все расписано заранее по часам. Местные жители шепчутся уважительно: в городе — «Живая классика», финал IV Международного конкурса юных чтецов. Для участников поездка в «Артек» стала наградой за лучшие выступления среди сверстников у себя на родине. Это для них возможность не только побывать в одном из лучших лагерей мира, показать свой талант, но и пообщаться с теми, кто также неравнодушен к литературе. Найти друзей из других уголков России и мира.
Из разных стран в «Артек» слетелись 50 школяров-чтецов. Здесь они участвовали в мастер-классах по актерскому мастерству от режиссера Театра на Малой Бронной Тараса Белоусова, встречались с артистами и писателями. Жили насыщенной жизнью лагеря — это когда ни минуты свободного времени.
Восьмого мая прошел полуфинал, где жюри отобрало 18 лучших ребят. Даниэль Нтумба Казани прилетел из Канады. Там по субботам он учится в русской школе. О конкурсе ему рассказала учительница, она помогла выбрать отрывок из рассказа Михаила Зощенко «Тридцать лет спустя»… И вот он уже в финале. Даниэль ни минуты не сомневался — участвовать или нет. Он прекрасно говорит по-русски, родился в России, считает себя москвичом и очень хочет вернуться на родину.
Его сопернице Маруше Лавриншек из Словении русский, кажется, дается немного сложнее, но она относится к этому с чувством юмора — смеется все время. Акцент лишь придает особый шарм — она читает отрывок из «Лесных сказок» Николая Сладкова. А вообще мечтает стать музыкантом.
Любительница сказок, легенд и книг о путешествиях Анастасия Пережогина из Финляндии считает: подростки лукавят, когда говорят, что не любят читать, — это отговорка для взрослых, а между собой всегда обсуждают, кто и что недавно прочел. Готовясь к конкурсу, произведение она выбрала себе сама. Остановилась на «Звездоглазке» финского писателя и поэта Сакариаса Топелиуса.
Алексей Семенов из Молдовы с озорством читает отрывок из «Тома Сойера — сыщика» Марка Твена. Он уже стал звездой крымского радио. Хотя вообще-то любит строить, рисовать, — и хочет стать архитектором. А любимая его книга — «Девочка с Земли» Кира Булычева. Артемий Соцков из Эстонии, кажется, был абсолютно уверен, что победит и в финале, ведь его герой из рассказа «Пуговица» такой же, как и он сам, — обаятельный хитрец, способный любому заговорить зубы. Вот и с жюри — получилось.
Выбирать лучших международных чтецов на этот раз доверили писателю Сергею Носову, режиссеру Борису Грачевскому, актеру Михаилу Полицеймако и генеральному директору Группы компаний «РИПОЛ классик» Сергею Макаренкову. Явного лидера в этот раз не было. На суперфинал в Москву отправляются десять победителей. Все они выступят на главной сцене книжного фестиваля «Красная площадь»: кроме Артемия Соцкова из Эстонии, среди счастливчиков — Алексей Семенов из Молдовы, Маруша Лавриншек из Словении, Александра Суховеева из США, Анастасия Рощина и Арина Дунаева из Германии, Никита Чуканов и Александр Эненберг из Украины, Егор Лимонов из Южной Кореи и София Козинцева из Турции.
Итог любого состязания — отчасти дело удачи, счастливой случайности. В этот раз мнения жюри и журналистов (не имевших прав решающего голоса, но определявших фаворитов между собой) разошлись заметно. Жаль, что москвичи и гости столицы не услышат на Красной площади «Аристократку» Михаила Зощенко в исполнении Бориса Вражича из Хорватии. Да и Виктория Мезенцева из Украины не прочитает здесь прозвучавший очень остро отрывок из «12 разгневанных мужчин» Реджинальда Роуза.
Принцип «главное не победа, а участие» — тут не просто фраза, чтобы нос не вешали. В наше время эти ребята действительно — победители. Мальчишки и девчонки, которые читают прозу не из школьной программы, находят себе близких по духу, по вкусу персонажей, — да еще и выступают так, что кажутся абсолютными счастливчиками. Пожалуй, такие вот литературные состязания — куда интереснее песенных конкурсов. В «Живой классике» все душевнее. Часто до слез. И совсем не «попсово».
Оставить комментарий