В Салониках завершился 56-й Международный кинофестиваль. Главный приз международного конкурса «Золотой Александр — Тео Ангелопулос» присужден исландскому фильму «Бараны». Из Салоник — АНДРЕЙ ПЛАХОВ. Оба имени, давшие название этому призу, особо значимы для греков вообще и для жителей Салоник в частности. Александр Македонский, понятное дело, местный герой неместного масштаба. Тео Ангелопулос — главный греческий кинорежиссер, победитель Каннского и Венецианского фестивалей. Его знаменитый фильм «Вечность и один день» (именно он принес Греции каннскую Золотую пальмовую ветвь) снят в Салониках, на здешнем фестивале Ангелопулос тоже успел получить пять главных наград, а его бюст работы русского скульптора Григория Потоцкого украшает вход в Музей кино.
В этом музее, кстати, можно в деталях ознакомиться с историей греческого кинематографа, а с его настоящим — в соседних залах, оборудованных по последнему слову техники в помещениях бывшей верфи. Международный конкурс вобрал в себя фильмы, отчасти уже показанные на больших фестивалях и даже победившие там, но жюри по-своему распределило награды, не ориентируясь на уже завоеванные репутации. Случайно или нет, но среди награжденных доминируют географически полярные ленты: с одной стороны, из Скандинавии, с другой — из Латинской Америки. Однако на определенном уровне если не тематически, то эмоционально полюса нередко сходятся.
Исландские «Бараны» режиссера Гримура Хаконарсона — не лишенная комизма история двух братьев-фермеров, живущих по соседству, но пребывающих в ссоре уже 40 лет. Помирить их удается только матери-природе, и весьма неожиданным образом. Происходит это, когда над баранами нависает угроза эпидемии, не знающей фермерских границ. Связь человека с природной средой ощутима и в другой исландской ленте — «Воробьи» Рунара Рурарссона: в центре ее драматические отношения отца-алкоголика и его юного сына, прибывшего из города в северную провинцию и трудно в ней адаптирующегося. Этому тонко срежиссированному фильму об одиноких душах присужден приз за художественное достижение.
Практически все остальные награды взяли курс на Латинскую Америку. Спецприз «Серебряный Александр» — на Колумбию. Его получила «Земля и тень» Сезара Акеведо — дебютная лента о жизни рабочих с сахарных плантаций. «Бронзовый Александр» отправится в Аргентину к создателям фильма «Дорога на Ла-Пас» Франсиско Вароне. Как и обещано в названии, это роуд-муви: оригинальность его в том, что таксист через всю Аргентину везет в своем стареньком «Пежо» пожилого мусульманина, который мечтает добраться до Мекки. Приз за лучшую режиссуру получил мексиканец Габриэль Рипштейн за «600 миль»: опять роуд-муви, только в машине едут преступник и захваченный им полицейский детектив, что позволяет и поддерживать саспенс, и развить небанальную психологическую коллизию.
Наконец, двумя призами награжден венесуэльский фильм «Издалека» — режиссерский дебют Лоренсо Вигаса. Сюжет о немолодом мастере зубных протезов, который влюбляет в себя уличного мальчишку-натурала и ведет его к трагическому исходу, скорее всего, является метафорой чего-то другого, кажется даже — классовой вины верхов перед народом. Этот месседж представляется сомнительным в контексте современной Венесуэлы, впрочем, издалека не всегда виднее. Так или иначе, обе награды, присужденные этому фильму, возражений не вызывают: и за сценарий, вполне профессионально разработанный, и за выразительную роль актера Альфредо Кастро.
Греческие фильмы, хотя и участвовали в конкурсе, оказались вне наградного списка, но международная федерация кинопрессы ФИПРЕССИ поощрила своим неофициальным призом картину «Молчание» Йоргоса Гикапеппаса — о молодой женщине, отказавшейся говорить. Как во многих греческих фильмах, здесь сюжетом руководит метафора: вероятно, речь идет о диалоге Греции с Европой и о немоте как отчаянном выражении кризиса коммуникации.
Оставить комментарий