До сих пор в СМИ и соцсетях не утихают споры вокруг главного экспоната Третьяковки — иконы «Святая Троица» Андрея Рублева. Именно к ней долгие годы устремляются москвичи и туристы во время многочисленных экскурсий по столице. Сейчас практически каждый день появляются новые комментарии и публикации о том, нужно ли было перемещать этот шедевр в храм Христа Спасителя. Что будет с легендарной иконой, почему она так важна для посетителей и экспертов галереи, а также какие еще важнейшие произведения можно там увидеть в ближайшее время — в интервью РИА Новости Елены Саенковой, заведующей отделом древнерусского искусства ГТГ.
Икона «Святая Троица» была написана преподобным Андреем для местного ряда Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря в 1425-1427 годах. Стоит подчеркнуть, что образ никогда не почитался как чудотворный. В исторических источниках сохранились лишь крупицы сведений об иконе и самом Андрее Рублеве. Вспомним, что великий иконописец был причислен к лику святых только в XX веке, на соборе 1988 года. Его канонизация — это итог всемирного признания уникальности его главного творения, ставшего символом русской духовной культуры, — «Святой Троицы», которая получила известность именно за годы пребывания в музее.
В Троице-Сергиев монастырь, а затем в Троицкую лавру паломники шли прежде всего к преподобному Сергию, перед его мощами возносились молитвы и о судьбах страны, и о бедах и горестях многочисленных богомольцев. Верующие и все те, кто интересуется историей родной страны, хорошо знают, что о любом почитаемом образе существуют сказания, где, помимо его истории, излагаются различные чудеса. Достаточно вспомнить повести о Владимирской иконе Богоматери, о Казанском образе, цикл повестей о Николе Великорецком и так далее. О «Святой Троице» Андрея Рублева таких сказаний нет.
Первая реставрация иконы была проведена в 1904 году мастером В. Гурьяновым по согласованию со священноначалием Лавры. Это было необходимо, поскольку много раз поновлявшаяся живопись потемнела, она была покрыта черной олифой и лики ангелов были практически не видны, то есть созерцать образ было невозможно. Важно понимать, что в христианской традиции важен именно зрительный контакт с иконой: созерцая святой лик, мы возносим наши молитвы к Господу.
Икона — это не магический предмет, просто прикоснувшись к которому можно получить желаемое. Чудо — это ответ на молитвы, а молиться пред черным образом невозможно, поскольку рушится вся суть тонкого богословия образа, изложенного отцами Седьмого Вселенского собора. Именно по той причине, что живопись на ликах была абсолютно темная (большая часть иконы была скрыта окладом), было решено начать реставрацию «Святой Троицы», которая была уже завершена после революции.
Третьяковская галерея, где было стабилизировано состояние «Святой Троицы», очень много сделала для популяризации русского средневекового искусства. И естественно, внимание к памятнику, связанному с именем преподобного Андрея Рублева, было очень велико. Появляется огромное количество публикаций, статей разного плана: исторических, где пытались воссоздать биографию Андрея Рублева, искусствоведческих, в которых говорилось о художественных достоинствах образа. Именно в музее началась новая страница истории «Святой Троицы». Образ преподобного Андрея Рублева — это переданный в идеальной художественной форме основной христианский догмат о единосущном и триипостасном Боге.
«
И именно в музее в полную силу совершалась и продолжает совершаться апостольская миссия этого уникального образа — свидетельство о Боге для всех, кто приходит к иконе. В те годы, когда были закрыты храмы, иконы в музеях вели свой безмолвный рассказ о священных событиях и духовных истинах — но они продолжают его вести и сейчас.
Сохранилось множество воспоминаний наших современников о встрече с «Троицей», о том, что происходило в этот момент в душе человека. Достаточно вспомнить статьи и выступления на телевидении академика Бориса Раушенбаха.
«Святая Троица» воспринимается как символ прекрасного мира русского средневекового искусства, его умозрительности, его невероятной красоты. Именно в таком контексте она вошла в школьные учебники. Икона получила известность как произведение эпохи Андрея Рублева и преподобного Сергия и в мировой культуре. Мы были свидетелями того, как люди разных культур и вероисповеданий, оказавшись в Москве, стремились прежде всего в Третьяковскую галерею увидеть «Святую Троицу», постоять перед ней в тишине.
К сожалению, хрупкая конструкция требовала и требует внимательного и бережного отношения. И неслучайно, несмотря на всеобщую известность (а мы с вами знаем, что «Джоконда», к примеру, путешествует), «Святая Троица» никогда не покидала пределы страны. Между тем начиная с 1997 года икону регулярно приносили в храм Святителя Николая в Толмачах для участия в праздничном богослужении в День Святой Троицы. В храме была устроена специально оборудованная стационарная витрина, которая разрабатывалась несколько лет с учетом всех необходимых параметров, обеспечивавших сохранность святыни. Каждый раз перед этим «Троицу» осматривали реставраторы, дававшие свое заключение о возможности перенесения иконы.
Оставить комментарий